NES – это 8-битная приставка, ставшая первым шагом в виртуальный мир игр для миллионов геймеров. В России NES известна как Dendy и распространялась под девизом: «Денди – новая реальность». В 1984 году рынок видеоигр рухнул. Компании-производители теряли деньги из-за перенасыщенности рынка играми. Новых разработок было все больше. Кроме того, росла популярность IBM PC. Остаться на плаву удалось немногим компаниям. В числе были INTV и Nintendo, крупнейшие поставщики видеоигр с большим оборотным капиталом. Большинство же свертывало программы разработки и распространения электронных развлечений, справедливо опасаясь больших потерь. Многие компании попросту обанкротились. Конкуренты самоустранились, а Nintendo продолжило работу над разработкой новых технологий, несмотря на то, что рынок видеоигр был признан бесперспективным. Благодаря упорству японских программистов, в 1983 году состоялся релиз игровой системы Famicom (Family Computer – Домашний Компьютер), 8-битной игровой приставки, названной так дабы не вызывать ассоциаций с популярными недавно устройствами и обвалом рынка игр. Даже дизайн приставок был выполнен с учетом характерных особенностей других домашних приборов. Приставка произвела эффект взорвавшейся бомбы в Японии. За 1984 год было продано порядка 2,5 миллионов новых гаджетов. Однако при попытке ворваться на рынки других стран, в частности Америки, ситуация оказалась совершенно иной. Переговоры с Atari о продаже Famicom на американском рынке были безуспешными. Что, впрочем, не помешало Nintendo принять решение о самостоятельном продвижении Famicom в Америке. Дело было непростым. Розничные продавцы не забыли события предыдущего года и не хотели вкладывать деньги в сомнительное устройство. Американская версия гаджета получила название NES (Nintendo Entertainment System – Система Развлечений Nintendo) и новый дизайн – так, чтобы приставка напоминала о других приборах для развлечений, используемых в домашних условиях. Корпорация даже была готова выкупать непроданные NES у дилеров, лишь бы только получить их поддержку. Первоначально продажу систем NES планировалось начать весной 1985 года, но в конечном итоге релиз в США пришлось отложить. Поздней осенью начались тестовые продажи в Нью-Йорке и лишь в феврале 1986 года система была выпущена в продаже по всей стране. Существовало два варианта «полосатых» NES. Один – за 249 долларов – комплектовался модулем R.O.B. (Robotic Operating Buddy), двумя джойстиками, световым пистолетом и играми Gyromite (для R.O.B.), Super Mario Bros и Duck Hunt. В комплекте второго варианта были лишь два джойстика и игра Super Mario Bros и стоило это 199 долларов. Успех пришел внезапно и был ошеломляющим. Вскоре приставка стала самой продаваемой игровой системой. Она далеко обошла своих конкурентов – INTV, Sega Master System и Atari 7800 – продажи NES превышали продажи вышеперечисленных систем вместе взятых в десятки раз. Ошибки предшественников стали хорошим уроком. Система патентования Nintendo для компаний, разрабатывающих игры, была очень строгой. Благодаря этому удалось избежать повторения 1984, когда именно отсутствие подобной суровой политики стало причиной перенасыщения рынка программного обеспечения. Конец 80-х был весьма удачным для Nintendo – компания пересчитывала доходные листы. Приставка NES определяла предпочтения американских и японских подростков, пользуясь огромной популярностью. Реклама, производство, цены и распространение – все это управлялось железным кулаком компании. Розничные продавцы, снижавшие указанные цены или продающие нелицензионные версии приставки, получали предупреждения. Порой нерадивым дельцам приостанавливали поставку NES, что, к слову, привело к многочисленным расследованиям, проведенным Федеральной Торговой Комиссией. Начало 1990 года, несмотря на привычную уже популярность NES, было тревожным. Nintendo не могло игнорировать угрозу, которая исходила от приставок TurboGrafx-16 и Genesis, систем следующего поколения, использовавших 16 бит для разработки игр. Тем не менее, продажи NES на рынке все еще были самыми высокими. В 1991 году ситуация уже не была такой благоприятной, начинал сказываться возраст приставки и Nintendo объявило о выпуске новой модификации NES – Super Nintendo Entertainment System или SNES. К большому огорчению преданных поклонников приставки, новая система была несовместима с предыдущей версией. В данной ситуации мудрым шагом было не прекращать поддержку уже столь обычной и любимой NES. В 1992 году стоимость SNES была всего лишь на 10 долларов больше NES, что заставляло многих отдать предпочтение новой системе. 1993 год стал годом релиза второго поколения NES. Обновленная приставка имела меньший вес и размеры, и, что немаловажно, цену. Корпус напоминал SNES. Кроме того, разъем для картриджей у новой приставки также был обновлен (система «zero insertion force», используемая до этого, быстро забивалась грязью и ломалась). Релиз состоялся под Рождество и обновленная приставка стоила всего 49 долларов. Тем не менее, время NES стремительно уходило. Продажи уменьшались, и в 1995 году Nintendo официально объявило о прекращении поддержки NES формата. Итоги впечатляют – более 62 миллионов приставок было продано во всем мире за время существования приставки как официального формата Nintendo. Количество проданных игр – более 500 миллионов.
|